загрузка...

                Урок  по литературе в 7-ом классе
                Мцыри  — любимый идеал Лермонтова

Цель:
— образовательная: проанализировать программное произведение в контексте авторского замысла; показать идейные особенности и художественные открытия писателя;
— развивающая: создать условия для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения; учить школьников самостоятельно находить информацию и критически её осмысливать; развивать у учащихся навыки высказываний личного отношения к проблемам, поднятым автором художественного произведения, аргументируя своё мнение примерами и цитатами из текста;
— воспитательная: учить чувствовать эпоху и человека, понимать социальное и художественное значение произведения.
Оборудование: портреты М. Ю. Лермонтова, иллюстрации И. Глазунова, Л.Пастернака,  М. Тоидзе к поэме «Мцыри», репродукции картин о природе Кавказа М.Ю.  Лермонтова; фрагменты классической музыки  И. Баха,  М.Шостаковича, М. Огинского, Ф. Шуберта, современных записей (ансамбль Поля Мориа, грузинские исполнители), Игоря Талькова «Поэты не рождаются случайно»,  иллюстрации к поэме, выполненные учениками, географическая карта Кавказа, выставка коллажей учащихся, аудиозаписи для музыкального сопровождения, мультимедиа.
Словарь: поэма, лиризм, исповедь, монолог, эмоциональность, экспрессия, символика, анафора
К нам Лермонтов сходит, презрев времена
В. В. Маяковский

                                                          Ищу вокруг души родной…
М. Ю. Лермонт
ов

Мцыри — любимый идеал поэта
В.Г.Белинский

   ХОД УРОКА

I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний

1.Вступительное слово учителя
— Два столетия отделяют нас от ярчайшей звезды русской литературы  —    М.Ю. Лермонтова. (Слайд 1,2) По-прежнему, как и многие наши предшественники, мы поражаемся уникальности и многогранности его дарования. Над творчеством М.Ю.Лермонтова мы с вами работаем не первый год и продолжаем  разговор с поэтом, который, по словам другого поэта – В. Маяковского, к нам «сходит, презрев времена», то есть приходит к вам как ваш современник и собеседник. (Слайд 3)
     В Закавказье, где Лермонтов не раз бывал, в старину говорили: «30 лет человек должен учиться, 30 – путешествовать и 30 – писать, рассказывать людям обо всём, что он увидел, узнал, понял».  Лермонтову жизни было отпущено судьбой в три раза меньше – всего неполных 27 лет. Но даже за такой короткий срок он успел создать очень много и оставил потомкам огромное литературное наследие. Вся его судьба – это подтверждение другого старинного изречения: «Жизнь ценится не за длину». Жизнь Лермонтова  ценится за то,  что он создал, — за огромный художественный  мир. И всё его творчество – это поиски родной души, по признанию самого поэта. Вы – его читатели, хорошо понимающие его мысли, ценящие его стихи, вы и есть его родные души.
На прошлом уроке вы познакомились с поэмой Лермонтова «Мцыри», которую поэт, по словам современников, писал со страстным воодушевлением. (Слайд 4 – «Книга- юбиляр»)  Мы уже рассмотрели ряд вопросов, касающихся истории создания, композиции и жанра произведения.
2. Проверка домашнего задания с использованием приёма «Пинг –понг»
 (Класс делится на две команды, которые по очереди задают вопросы по рассмотренной теме)
Каков сюжет поэмы? (Ребёнок, взятый в плен где-то в горах, заболел по дороге и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Мальчик долго не мог привыкнуть к чуждой  ему жизни, но в конце концов будто свыкся и спустя несколько лет готов был «изречь монашеский обет», как вдруг исчез, убежал. Три дня он блуждал в поисках дороги, но не нашёл её и вновь оказался у стен монастыря, израненный и умирающий. И монастырь, как и раньше, принял его. Только прежде Мцыри возвратили здесь к жизни – теперь это невозможно.
Что можно сказать о композиции поэмы? (Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу.   Таким образом, о жизни героя автор рассказал в одной строфе, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. Три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни. (Слайд 5).
— В какой форме излагается содержание поэмы? (Исповедь-монолог).
—  Слово «исповедь» имеет следующие значения: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.  В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме? (Слайд 6)
Как эпиграф связан с темой и идеей произведения? (  Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское  изречение «Родина бывает только одна», но потом отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии: «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю».
Тема «Мцыри» — судьба романтического героя —  сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущей неволи и решившего с риском для жизни вырваться на свободу в тот самый момент, когда это было всего опасней.
Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, должен ли он беспрекословно подчиняться авторитетам, имеет ли он право на независимость?
Идея поэмы заключается в утверждении безусловной ценности свободы. Три дня настоящей жизни на воле Мцыри предпочитает многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живёт, а существует.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы.
     Слово учителя  с элементами беседы.
Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» была исследована с самых разных  точек зрения, и сегодня результатами своих наблюдений с нами поделятся участники проекта. А перед началом работы над темой предлагаю прослушать два коротких музыкальных отрывка «Прощание с родиной»
М.Огинского и «Аве Мария» Ф. Шуберта.
    Звучат отрывки из музыкальных произведений
— Как связаны прослушанные отрывки с изучаемой поэмой? Какие ассоциации вызвала у вас музыка? (Неслучайно первым прозвучал отрывок знаменитого полонеза М. Огинского «прощание с родиной», так как тема разрыва с отечеством – центральная в поэме. Музыка вызвала трогательные, печальные картины трагедии человека, живущего на чужбине.
Второй отрывок отражает состояние души современника Лермонтова – австрийца Франца Шуберта. К высотам небес и полёта человеческих желаний уносит нас «Аве Мария».  И кажется, что это лермонтовский герой познаёт счастье достижения цели.
IV. Презентация творческих разработок юных исследователей.
Своими изысканиями в течение урока  поделятся «биограф», «литературный критик», «языковед», «психолог»,  «художник», «режиссёр».
Биограф. На прошлом уроке мы рассмотрели историю создания поэмы, а также историю названия поэмы. Но хочется добавить, что очень много похожего в судьбе Мцыри и Лермонтова. Мои выводы, связанные с изучением текста, подтверждают такие жизненные параллели: и Мцыри, и Лермонтов рано были лишены родительской ласки и тепла, рано узнали в жизни одиночество, рано их постигло отчаяние.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и мать».
Я видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ – могил
!
И может быть, поэтому Мцыри называет старика отцом, а своей родиной – Кавказ, который стал вторым домом и для автора.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Быть может, он с своих высот
Привет прощальный мне пришлёт,
Пришлёт с прохладным ветерком.
И близ меня перед концом
Родной опять раздастся звук!..

     Литературный критик. Поэма «Мцыри»  вызвала шквал критики. Одни критики выступали в роли обвинителей Лермонтова и его героя, другие – в роли защитников.  Так, Владимир Соловьёв считает Мцыри смирившимся, а его способ бытия постыдным и даже эгоистичным. Дмитрий Мережковский спорит с Соловьёвым и видит в Мцыри сверхчеловека.
По-моему, понять поэта и его героя может каждый, изучив биографию писателя и его творчество. Я же согласен  с мнением Ираклия Андроникова: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, нежного, властного, скромного,  смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». (Слайд 7)
     Психолог. Особый интерес к поэме Мцыри, естественно, у психологической науки. Можно проследить короткую биографию Мцыри. Но как увидеть душу, становление его личности? Лермонтов был глубоко чувствующим психологом, поэтому нарисовал такие полные и яркие картины внутреннего состояния героя, что они объясняют и его поступки. Вначале перед нами – маленькое существо с огромным потенциалом: он горд, целеустремлён, непокорен.
Без жалоб он
Томился – даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,-
Он знаком пищу отвергал,
И тихо, гордо умирал.
     Одиночество Мцыри способствует огромной работе души, желанию хотя бы со временем поведать свои тайны.
Ты слушать исповедь мою
Сюда пришёл, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить  мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Не много пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
…Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий  душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
     Да, гордая душа стремится к свободе. Это сильная личность, которая ради достижения цели может голодать, лишать себя сна, готовить к мукам  и рыдать без стыда,  хотя в детстве никто не видел его слёз.
Я цель одну —
Пройти в родимую страну —
Имел в душе и превозмог
Страданье голода как мог
.
Заслуга Лермонтова в том, что, прочитав поэму, каждый увидит границы безбрежной любви к жизни, милосердия и всепрощения, которые несёт в себе образ Мцыри. По нашим меркам, его жизнь трагична, по мнению Мцыри, он жил не зря, так как у него были три дня полного счастья:
… и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей.

На наш взгляд, «Мцыри» — поэма не только романтическая, но и психологическая. (Психологи  пишут черты характера Мцыри на доску —  кластер)
      Работа с текстом произведения.
Дополните фразы
( для всех групп).( Слайд 8)
1) Угрюм и одинок,
Грозой        ________________ (оторванный листок)
2) Душой – дитя, судьбой — _________( монах)
3) Я никому не мог сказать
___________________(Священных слов —  «отец» и «мать»)
4) И я был страшен в этот миг;
___________________( Как барс пустынный, зол и дик.)
5) Держа кувшин над головой,
__________________________ (Грузинка узкою тропой сходила к берегу).
6) Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
___________________________(Не из последних удальцов).
7) Ты хочешь знать, что делал я
На воле? ___________ ( Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней была б печальней и мрачней  бессильной старости  твоей).
 Восстановите цепь событий. Расставьте номера.
 1) Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал.
2) Всё лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь.
3) Мне стало страшно; на краю
Грозящей бездны я лежал.
4) Когда, столпясь  при алтаре,
Все ниц лежали на земле,
Я убежал.
5) Держа кувшин над головой,
Грузинка узкою тропой
Сходила к берегу.
6) Я ждал, схватив рогатый сук,
Минуту битвы…
7) Я думал: это страшный сон…
Вдруг дальний колокола звон
Раздался снова в тишине —
И туту всё ясно стало мне…
8) Тогда к потоку с высоты,
Держась за гибкие кусты,
С плиты на плиту я, как мог,
Спускаться стал. (Ответы: 2, 4. 3, 8, 5, 1, 6, 7). Слайд 9,10

      Работа в группах
1) Какие яркие образы использует  М. Ю. Лермонтов, чтобы подчеркнуть одиночество Мцыри, его тоску и отчаяние? Запишите цитаты к рисункам-подсказкам.
                                   Глава 4
_Листок____________________________________________________________________________________________________________________________
Глава 5
_Голубь______________________________________________________________________________________________________________________
Глава 21
Конь________________________________________________________________________________________________________________________
Глава 21
__ Цветок______________________________________________________________________________________________________________________

2) Продолжите ассоциативные цепочки (распечатаны)
Монастырь для Мцыри – плен,______________________________________
Побег из монастыря – свобода,______________________________________
Кавказ – родной аул,______________________________________________
Бой с барсом – жажда борьбы,______________________________________
Золотая рыбка – покой,____________________________________________

     Языковеды.  Пусть меня осудят литературные критики, но речь лермонтовского произведения не имеет аналогов. Вы послушайте, какие эпитеты использовал автор: «воздух душист», «благовонный дым», «пламенная страсть», «блаженных дней». Эпитеты передают душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность. Лермонтов усложняет эпитет, добавляя к нему метафору, а значит – олицетворяет или овеществляет признак: « угрюм и одинок, грозой оторванный листок», «прозрачно золотист играющий на солнце лист», «обманутые надежды», «гордый, непреклонный взор».
А что представляет собой метафора Лермонтова? «Страданье спит» — и оживают муки Мцыри. «Выл, кружась, сердитый вал» — и оживает явление природы. «Шакал кричал и плакал» — отчётливо звучит страшный крик животного, режущий душу. «Судьба смеялась надо мной» — и перед нами трагедия личности.
Литературный язык настолько выразителен и приближен к разговорно-народному, что Лермонтов не обходится без сравнений: « ребёнок… как серна гор», « снега…горящие, как алмаз», «люди вольны,как орлы», «сплетясь, как пара змей», «он застонал, как человек», «вой протяжный, жалобный, как стон».
Мир для Мцыри – это противопоставление добра и зла. Поэтому автор не обходится без антитезы: «душные кельи – чудный мир тревог и битв», «милые души – могилы», «ненавидел и любил». Величие поступков поэт передаёт посредством гиперболы: «бой закипел, смертельный бой»; «рукою молнию ловил» и др. Исследуя текст, я нашла анафору (повторенье в начале  строк)
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Она, как червь во мне жила…
Она мечты мои звала…,
а также аллитерацию (преобладание звонких согласных в описании грозы и бури).
Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний, придают взволнованность и страстность:
А душу можно ль рассказать?
Ты жил, старик?
Я также мог бы жить!
Ты хочешь знать, что видел я на воле?
     Вывод учителя – слова В. Белинского о языке поэмы (Слайд 11)

     Поэмой «Мцыри» был восхищён  В. Г. Белинский. Мцыри, по его словам, стал «любимым идеалом автора», это герой, наиболее ярко воплотивший романтические черты других персонажей  Лермонтова.  В статье «Стихотворения М. Лермонтова « критик говорит о языке поэмы: « Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров – что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму».
      Показ видеофильма о природе Кавказа (2, 5 минуты) –использование буктрейлера (10.12- 12.39)

     Природоведы
      Если вы не бывали на Кавказе, не расстраивайтесь. Можно совершить путешествие, прочитав поэму «Мцыри».  И я уверенна, что вы будете восхищены этим путешествием.
Немного лет тому назад
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
     Вот они – Арагва и Кура, а вот точное место событий – город Мцхета.  Эта местность характеризуется специфической флорой и фауной. (Слайд 12, 13)
Описание флоры и фауны столь разнообразны, что поэму можно                                                                                 использовать вместо учебника биологии, изучая растительный и животный мир Кавказа.  Лермонтов указывает на множество садов, цветущих в Грузии.
В путешествии Мцыри сопровождали «птиц…пугливый рой» и «могучий барс», шерсть которого отливала серебром, «крики коростелей», «рыбок пёстрые стада».
На Кавказе также можно встретить много разновидностей змей. Одна из них стала героиней поэмы. Из её яда делают лекарства. А ещё здесь проживает удивительный зверь – барс, который занесён в Красную книгу.
Была поляна. Вдруг по ней
Мелькнула тень, и двух огней
Промчались искры…и потом
Какой-то зверь одним прыжком
Из чащи выскочил и лёг,
Играя, навзничь, на песок,
То был пустыни вечный гость —
Могучий барс.
      Величественные реки Кавказа! Многие из них берут начало на больших высотах и питаются водой за счёт таяния вечных снегов и ледников.
В ущелье там бежал поток,
Он шумен был, но неглубок…
Вывод однозначен: мир природы М.Ю. Лермонтова многообразен. Это живая иллюстрация учебников географии и биологии.
     Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением героя  Ф.Константинова и И. Глазунова (демонстрируются иллюстрации к поэме). (Слайд 14)
Ученики отвечают ( предполагаемые ответы). На иллюстрации Глазунова Мцыри у окна своей кельи. Он стоит к нам спиной, и мы видим только край его лица, но даже и он рассказывает нам о томлении героя по воле и родному краю, которые отдалены от него решёткой. За ней свет, солнце, горные вершины, а в келье темно и тесно. Руки юноши крепко сжимают витые прутья, будто хотят сломать их.
А Ф.Д. Константинов запечатлел героя на свободе, может быть, в тот момент, когда он «обняться с бурей был бы рад». Волосы его развевает ветер, глаза горят, он жадно всматривается в окружающий мир.
— Посмотрите, как состояние Мцыри передано на иллюстрации художника
В. Замирайло.
—  Рассмотрите иллюстрации М. Орловой-Мочаловой и В. Милашевского. Какому моменту эпизода соответствует каждая из них
?

      Художники
     Читая текст поэмы, я представляла то яркие, то жизнерадостные, то тёмные, грустные картины. Но один отрывок всё-таки заставил меня взяться за кисть.
Из жалости один монах
Больного призрел, и в стенах
Хранительных остался он,
Искусством дружеским спасён.
Но, чужд ребяческих утех,
Сначала бегал он от всех,
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Но после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык,
Был окрещён святым  отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет,
Как вдруг однажды он исчез…

Я представляю тёмную монастырскую келию, в которую через маленькое окошко едва пробивается свет. Он падает на лицо юноши с огромными пылающими глазами. Он весь в порыве убедить своего старого, мудрого наставника в том, что несколько дней свободы дороже многих лет заточения.
Перед Мцыри сидит старый монах в тёмных одеждах, которые долгие годы живёт в смирении и послушании. На его лице удивление и желание понять порыв молодой души, увидеть Отчизну, родителе, ту обстановку, в которой рос маленький гордый горец. Моя картина нарисована тёмными, тусклыми, неяркими красками, которые подчеркнули всю тяжесть жизни в неволе.
     Режиссёр киностудии. Мечтаю снять фильм на Кавказе о Мцыри.  Думаю. Он получится не менее захватывающим, чем приключение, не менее эмоциональным, чем мелодрама, не менее напряжённым, чем боевик. На главную роль я бы пригласил знаменитых актёров: американца Джона Депа или Сергея Безрукова, или Василия Бондарчука.
Думаю, что придётся найти в лучших зоопарках мира дрессированного барса. А снимать фильм – на территории какого-нибудь грузинского храма. О декорациях не беспокоюсь, так как природа Кавказа сыграет свою главную роль.
     Наш современник. Изучение поэмы Лермонтова «Мцыри» должно стать для каждого из моих современников ярким примером проявления силы воли и характера.
У каждого в жизни будут трудности: у кого-то меньше, у кого-то больше. Но преодолеть препятствия сможет не каждый, а только сильный, имеющий цель. Сегодняшний разговор показал, что одно произведение писателя может дать миру целую энциклопедию знаний и сведений, оценок и выводов.

Решение результата деятельности групп
(проект решения готовит творческая группа, которая его и зачитывает)

Вывод учителя: Лермонтов поднимал проблемы философского, социального и психологического характера, отвечающие запросам современной ему жизни, когда так важно было «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы»
V. Подведение итогов урока, оценивание презентаций  с помощью оценочного листа ( при наличии времени каждый может назвать понравившихся ораторов)
VI. Домашнее задание – слайд 16
Звучит первый куплет песни И. Талькова «Поэты не рождаются случайно»
11ф фф ффф фффф ффффф фффффф