Цели: вспомнить понятия «пейзаж», «портрет»; раскрыть роль пейзажных и портретных описаний для передачи внутреннего состояния героя; развивать умение анализировать портретные и пейзажные зарисовки; воспитывать внимательного читателя.

ХОД УРОКА

АКТУАЛИЗАЦИЯ

Работа в группах (Слайд 2)

1 группа —  составить цепочку: какие лишения превозмог главный герой. (Спички, ловля  рыбки, желудок  уснул, «медведь  отступил», над  скелетом  Билла, схватка  с  волком)

2 группа — подготовить схему, в которой бы отразились, черты характера героя, позво­лившие ему выжить. (Выдержка, расчетливость, терпение, рассудочность, сила  духа, мужество, внутренний  огонь, который  возвышает  человека  до  благородства, любовь  к  жизни).

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Всегда ли вы прочитываете встречающиеся в книге описания природы?.. А ведь внимание к описанию в произведении — будь то портрет или пейзаж — необходимо для правильного осмысления произведения и по-настоящему важно. Сегодня мы определим роль пейзажных и портретных зарисовок в передаче внутреннего состояния героя.

РАБОТА ПО ТЕМЕ

  1. Повторение сведений по теории литературы (Слайд 3)

Портрет – это описание внешности литературного героя. С его помощью автор передает настроение и особенности героя. В портрете проявляется отношения автора к литературному герою.

Пейзаж – изображение картин природы в художественном произведении. Он указывает на место и время описываемых событий, помогает понять настроение автора и героев.

Вспомним, какие функции выполняет пейзаж в художественном произведении? (Определение времени и места действия; характеристика настроения героя и отдельных черт его характера — это основные функции описаний природы.)

  1. Словесное рисование

Как вы представляете место действия в рассказе – Клондайк, Север Канады? Опишите его.

  1. Просмотр видео клипа «Канадская тундра»

Для презентации специально была выбрана веселая мелодия, чтобы показать вам, что тундра может быть не только мрачной, холодной, серой, неприветливой, как могло вам показаться после прочтения рассказа, а и яркой, белой, красивой. Такая красота называется «холодной», «дикой».

Правда, в тундре короткое лето. Как говорил Пушкин, «Ах, это северное лето – карикатура южных зим, мелькнет, и нет его…» Растительный мир беден. Вы не увидите высокий густых лесов. Но здесь есть своя особенность, своя красота, которая манит.

  1. Работа с текстом, составление таблицы (Слайд 4)

Используется материал домашнего задания, дети читают описания пейзажа, записывают ключевые фразы и соотносят с внутренним состоянием героя.

Картина природы Внутреннее состояние человека
солнце светило тускло

солнце было едва видно сквозь мглу и туман, мгла без границ

так же тускло было на душе у человека

человек не может понять, как вырваться из этой мглы.

беспредельная и страшная пустыня душа человека представляет такую же пустыню
ни дерева, ни кустика, ни травы во вселенной ни проблеска надежды в душе человека
беспредельная мгла безграничное одиночество человека

Последние описания пейзажа дети анализируют самостоятельно.

Что дает нам анализ пейзажных зарисовок? (Более глубокий анализ произведения, проникновение в суть каждого художественного средства, в причины его использования.)

Какую роль играют описания природы в рассказе? (Данные описания природы  помогают глубже понять нам одиночество и безнадёжность попавшего в беду человека, угнетённость его чувств).

  1. Работа с портретными зарисовками в тексте (слайд 5)

Прочитайте фрагменты описаний внешности героев и соотнесите их с частями рассказа. Кто и при каких обстоятельствах описан в них?

Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность — след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. Оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз.

Голос его звучал вяло, без всякого выражения. Он говорил  равнодушно, и его спутник, только что ступивший в молочно-белую  воду,  пенившуюся  по камням, ничего ему не ответил.

… ковылял дальше по молочно-белой воде. Он ни разу  не  оглянулся. Второй смотрел ему вслед, и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым,  в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя.

Они увидели живое существо, но вряд  ли  его  можно  было  назвать человеком. Оно ничего не слышало, ничего не понимало и корчилось на песке, словно гигантский червяк. Ему почти не удавалось продвинуться  вперед,  но оно не отступало и, корчась и  извиваясь,  продвигалось  вперед  шагов  на двадцать в час.

Какие средства выразительности использует автор в этих фрагментах? (Сравнения: тоска, словно у раненого оленя; корчилось, словно гигантский червяк. Эпитеты: молочно-белая вода)

 

ИТОГИ

Рефлексия (слайд 6)

Чему научились сегодня на уроке?
Что было для вас самым интересным на уроке? Самым трудным?
Считаете ли вы, что трудности можно преодолеть? Что для этого нужно?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Прочитать повесть Джека Лондона «Белый клык».
1 2 4 4ф 5 6 7

загрузка...